Автор Тема: Тема № 13: МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ДЕТИ  (Прочитано 3977 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн FANMEN

  • Заслуженный Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1633
  • Положительные отзывы 1111
Тема № 13: МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ДЕТИ
« : 08 Июнь 2009, 16:19:53 »
ТЕМА № 13

МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ДЕТИ

© FANMEN

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Французский врач-отоларинголог Альфред Томатис первым в мире обнаружил, что человеческий эмбрион начинает слышать уже на 16-ой неделе – т.е. за 5 месяцев до своего появления на свет. К этому времени слуховой аппарат будущего ребенка уже сформировался (с данного момента развивающийся в утробе матери плод постоянно слышит где-то высоко над собой некий загадочный ропот, словно “глас свыше”, – речь своей матери). /Кстати, исследования этого ученого показали, что плод (и позднее – новорожденный) лучше воспринимает звуки высокой частоты (т.е. тонкий голос матери), чем низкочастотные (глуховатый голос отца)./ А. Томатис впервые в мировой науке провел систематизированные исследования влияния на психику человека (и ребенка – в частности) звуков высокой частоты. Согласно его теории, ребенок, плавая в амниотической жидкости в период внутриутробного развития, слышит, помимо внешних (исходящих извне материнского тела) звуков, массу всевозможных “внутренних” (фоновых) звуков, которые ему после рождения становятся недоступны: звуки работы органов дыхания матери, биение ее сердца, шум от работы внутренних органов и т.п. Обусловлено это тем, что в период внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей звук значительно лучше, чем воздух (в частности, в жидкости гораздо меньше затухают высокочастотные компоненты звука). Для использования своих открытий на практике А. Томатис погружал в ванну с водой защищенные водонепроницаемой пленкой динамики и микрофоны, с помощью которых в водной среде транслировались и одновременно записывались звуки работы внутренних органов женщины. Т.о. он моделировал фильтрацию звука через материнскую плаценту. На получившихся записях превалирующая часть спектра звуков лежала выше 8 000 Гц. Когда сделанные таким образом записи давали слушать детям с различными нарушениями развития (аутизм, дислексия, гиперактивность), то позитивные перемены в их поведении и обучении были просто ошеломляющими. Этот высокочастотный звук, по теории А. Томатиса, пробуждал в подсознании (или даже в сознании) детей чувство самой архаичной связи с матерью. /Такие звуки, по-видимому, затрагивают и пробуждают в слушателях самые древние, первозданные слои человеческой памяти – ощущение природного блаженства в период нахождения в материнской утробе, органического единства (целостности) со своей матерью./

Исследования современных ученых и врачей – последователей открытий А. Томатиса – доказали, что на 5-ом месяце плод в утробе матери не только слышит звуки, но и различает их (причем посредством не только слухового аппарата, но и всей поверхностью кожи). Он уже способен реагировать на громкость и ритм мелодии. Она может ему уже нравиться или не нравиться. И через нейроэндокринную систему музыка оказывает воздействие практически на все системы и органы плода (при этом изменяются частота дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника). /Основываясь на этих бесспорных научных фактах, врачи и психологи всего мира в последнее время все чаще рекомендуют беременным женщинам слушать именно классическую музыку./

Примечание. Установлено, что при музыкальном стимулировании в головном мозге человека увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов – нервных клеток мозга. Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное “образование”, обычно характеризуются опережением стандартных темпов своего физического и речевого развития, а также наличием у них повышенных адаптивных способностей. /В ходе целенаправленных научных экспериментов обнаружено, что плод в чреве матери наиболее быстро успокаивается при спокойных мелодиях Моцарта и Вивальди (при проигрывании музыки Бетховена и Брамса, имеющей такой  же характер, он почему-то начинает, наоборот, энергично толкаться). Видимо, на этом этапе своей жизни малыш наиболее чувствителен к малейшим нюансам всех внешних звуков (в частности, и музыки)./

Доктор Д. Логан (США) создал специальные бандажи со стереонаушниками для беременных женщин, которые надеваются на живот, чтобы плод в чреве матери мог слышать музыку. По состоянию на 2005 г. уже родились 1 200 малышей, прошедших в период своего внутриутробного развития такой музыкальный курс. У всех из них в стандартных тестах показатели умственного и физического развития в среднем в 4 раза лучше, чем у их “обычных” сверстников. /Замечено, что беременные женщины в результате таких сеансов музыкотерапии (когда звучит классическая музыка для их плода) сами излечиваются от сердечно-сосудистых заболеваний, различных нервных расстройств и т.д. То же самое происходит и с плодом./

Российский врач М.Л. Лазарев, директор московского детского Центра восстановительного лечения, подтверждает наличие серьезного положительного влияния на беременных именно классической музыки. Под воздействием специально подобранной классической музыки плод в материнской утробе начинает развиваться гармонично как в физическом, так и в духовном плане. Исследования специалистов Центра М. Лазарева показали, что гармоничная классическая музыка оказывает влияние на весь организм плода (в частности, она благотворно действует на формирование и функционирование его костной структуры, щитовидной железы, “массирует” внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей и стимулируя в них кровообращение). Особенно рекомендуется будущим мамам слушать произведения Моцарта. /Кстати, под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящей матери./

Примечание. В упомянутом московском детском Центре восстановительного лечения, возглавляемом доктором М.Л. Лазаревым, уже на протяжении нескольких лет с большим успехом музыку используют для оздоровления беременных женщин и их будущих детей. /В частности, в Центре успешно лечат у детей бронхо-легочные патологии игрой на флейте (играет сам М.Л. Лазарев) и пением (с участием самих больных). М.Л. Лазарев убежден, что секрет исцеления при этом – в  самом  процессе творчества, включаясь в который человек может избавиться от любой болезни./

Знаменитый отечественный психоневролог – академик В.М. Бехтерев – еще в начале ХХ в. первым в России стал изучать влияние музыки на детей. Уже в те годы было очевидно, что для детей очень полезны классическая музыка и колыбельные песни. По словам ученого, музыка не только развивает детей, но и оказывает на них общеоздоравливающее действие. В.М. Бехтерев неоднократно подчеркивал очень важную роль именно колыбельных песен для полноценного развития маленького ребенка.

В начале 90-х гг. ХХ в. российские ученые из Института педиатрии РАМН задались целью найти свое научное обоснование музыкотерапии как метода лечения. И самыми первыми их пациентами, получившими лечение музыкой, стали новорожденные дети из отделения недоношенных. Как показал цитохимический анализ, после первого же сеанса музыкотерапии активность ферментов клетки у младенцев заметно повышалась (у детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена). Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, частоту дыхания. И всегда была налицо классическая реакция адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше. Исследователи включали младенцам просто метроном, тикавший в ритме медленной, спокойной музыки (думали, что они реагируют только на ритм звучащей музыки). Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. /Это – еще одно доказательство пагубного влияния на младенцев (а может, и на людей всех возрастов) поп- и рок-музыки с ярко выраженным пульсирующим ритмом./

В одной из клиник штата Теннесси (США) новорожденные слушают аудиозаписи с музыкой, исполненной на арфе (это и колыбельные, и мелодии из мультфильмов Уолта Диснея, и произведения классической музыки). В результате таких сеансов младенцы становятся спокойнее, лучше спят, охотнее едят и быстрее выздоравливают.


ПОПУЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ ДЕТСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА

Изучение влияния музыки на детский организм и другие эксперименты по способам воздействия на развитие головного мозга у детей, осуществленные к 70-80-ым гг. ХХ в., дали толчок широкому распространению в этот период времени в США идеи т.н. детского детерминизма – теории, согласно которой первые 3 года жизни являются определяющими для формирования умственных способностей ребенка. Родителей учили заботиться об образовании “правильных” нейронных связей в мозге ребенка с его самого раннего возраста. Начало этой кампании положил Роб Рейнер в своей книге под названием “Я ваш ребенок”. Он говорит, что именно в первые 3 года детский мозг образует триллионы синапсов – связей, соединяющих мозговые нервные клетки (нейроны). Следовательно, стимулирующие условия развития в самом раннем детском возрасте и до окончательного формирования мозговых структур, являются судьбоносными для образования синапсов и, тем самым, для формирования умственных, музыкальных, артистических и т.д. способностей. Детский сад – это уже слишком поздно. /Иначе говоря, согласно данной идее, наша судьба зависит от первых 3 лет жизни, когда, предположительно, и образуются нейронные связи в головном мозге. Любая колыбельная песня, гульканье или “ладушки” вызывают электрические импульсы-“вспышки” вдоль нейронных путей, образуя базу (почву) для будущей гениальности, таланта, выдающихся способностей./

Последовательной и детальной критике идеи детского детерминизма как “мифа первых 3-х лет” посвятил свою одноименную с этим определением книгу Джон Бруер – президент Фонда Мак-Доннелли в Сан-Луисе (штат Миссури, США). /Данный Фонд финансирует, в частности, исследования в области нейрологии./ Действительно, младенец рождается с относительно небольшим количеством синапсов (нейронных связей – “цепей”), и их число резко увеличивается примерно до 3-летнего возраста, затем уменьшается и к 4-5 годам стабилизируется, больше уже не меняясь на протяжении всей последующей жизни человека. Эта картина не вызывает разногласий у всех ученых. Но “мифотворцы” настаивают на том, что стимулирование образования синапсов, причем только в период их роста (до 3-4-летнего возраста), закладывает основу интеллектуальных способностей на всю жизнь. Д. Бруер утверждает, что такая “безапелляционная” интерпретация теории развития с научной точки зрения весьма сомнительна. /Кстати, недавно американские нейробиологи сделали открытие, что головной мозг развивается на протяжении всей жизни человека, постоянно образуя новые нейронные клетки и новые связи между ними (синапсы). Именно эта пластичность мозга обеспечивает нам возможность учиться (т.е. интеллектуально совершенствоваться) в любом возрасте на протяжении всей своей жизни./


ОФИЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕАНСОВ МУЗЫКОТЕРАПИИ ДЛЯ БОЛЬНЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ


Примечание. Ниже приводятся официальные результаты проведения в 2005 г. сеансов музыкотерапии в неонатальном центре на базе детской городской больницы № 1 г. Астаны (Казахстан). /Применявшаяся в эксперименте музыкотерапевтическая методика была заимствована из опыта работы Института педиатрии г. Москвы./

Неврологический статус новорожденных оценивался по общему состоянию ребенка, динамике восстановительных рефлексов врожденного автоматизма. Учитывались также жизненно важные параметры: ЧД (частота дыхания), ЧСС (частота сердечных сокращений).

Исследованию подверглись дети с неблагоприятным анте- и интранатальным периодом развития, которым в постнатальном периоде был выставлен диагноз: "перинатальная энцефалопатия" или "родовая травма". Все дети были разделены на 2 группы по 20 человек. 1-ю группу (т.н. опытную группу) составили новорожденные с поражением ЦНС (центральной нервной системы), которые получали сеансы музыкотерапии по 15 минут дважды в день в течение 10 дней подряд. Во 2-й группе были аналогичные младенцы, но без воздействия музыкотерапии (т.н. контрольная группа). Все исследуемые дети также получали традиционную медикаментозную терапию по своему заболеванию.

В ходе исследования общего состояния новорожденных в опытной группе выявлено, что на 3-4-е сутки наблюдения у 50 % детей значительно улучшено общее состояние. В контрольной же группе только на 8-е сутки отмечено улучшение состояния у 40 % детей. В целом состояние детей этой группы стабилизировалось к концу 2-ой недели, а в опытной – к концу 1-ой недели наблюдения. /В частности, в опытной группе у детей быстрее проходили диспепсические расстройства, восстанавливался сон, повышался аппетит. Мамы этих младенцев отмечали улучшение у детей отхождения газов и нормализацию стула. Дети, не получавшие музыкотерапию, не демонстрировали такого улучшения./

Положительное влияние музыки было выявлено и при исследовании рефлексов врожденного автоматизма. Так, рефлексы Робинсона, Галанта, Моро, шаговый рефлекс и рефлекс опоры на момент начала исследования не вызывались более чем у 50 % детей обеих групп. В опытной группе при проведении сеансов музыкотерапии отмечалось восстановление рефлексов в течение 1-ой недели наблюдения практически у всех детей. Рефлекс Робинсона у 13-и детей восстановился на 3-4 сутки исследования, у 6-ти – на 5-е сутки. Рефлекс Моро на 4-е сутки наблюдения воспроизводился уже у 7-и новорожденных, а на 5-е сутки – еще у 4-х детей. В эти же сроки значительно оживились и рефлексы Галанта, опоры, шаговый. /В контрольной группе наблюдалось более медленное восстановление рефлексов врожденного автоматизма. Спинальная группа рефлексов оживлялась у этих детей в основном на 7-8-е сутки наблюдения. Однако эти рефлексы оставались “быстроистощимыми”, а рефлексы опоры, Бауэра, Робинсона, Моро у некоторых детей (10-15 %) так и не восстановились до конца исследования./

При исследовании жизненно важных показателей установлено, что частота дыхания (ЧД) в контрольной группе в среднем составила 40,2 циклов дыхания в минуту, частота сердечных сокращений (ЧСС) – 140,3 удара в минуту. В опытной группе эти показатели изучались до и после проведения каждого сеанса музыкотерапии. При этом выявлено, что средняя частота дыхания до сеанса музыкотерапии составляла 42 цикла в минуту, а сразу после сеанса – 35,4 цикла в минуту. Кроме того, у 7-и детей после проведения сеансов достоверно снижалась и ЧСС.

Таким образом, изучив влияние музыки на неврологический статус новорожденных, анализ результатов данного эксперимента позволил специалистам сделать следующие выводы:

1. При проведении сеансов музыкотерапии общее состояние новорожденных детей опытной группы нормализуется в среднем в 2 раза быстрее, чем в контрольной группе.

2. Музыка способствует улучшению соматических и функциональных показателей у новорожденных.

3. Музыкотерапия значительно улучшает, оживляет и восстанавливает рефлексы врожденного автоматизма.

4. Применение сеансов музыкотерапии для новорожденных детей способствует нормализации у них частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.

В приведенных ниже 2-х сводных таблицах наглядно отражены результаты исследований по рефлексам врожденного автоматизма. /Цифры в клеточках – количество новорожденных, у которых конкретный рефлекс (указан в левом столбике) под действием сеансов музыкотерапии полностью восстановился./
[ТАБЛИЦЫ я привожу только в оригинале моего исследования. - (c) FANMEN.]

ВНИМАНИЕ!!!
НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (будьте внимательны и осторожны!)


• Возбудимым, беспокойным детям полезны классические музыкальные произведения в медленном темпе – adagio, andante. /Такими обычно бывают 2-е части классических сонат, инструментальных концертов./

• Мелодии со словами (песни, арии) влияют на детей сильнее, чем мелодии без слов. А “живое” пение действует на них сильнее записанного на диск или кассету вокально-инструментального исполнения.

• Для новорожденных не столь важно, на каком языке поют, поскольку они в первую очередь реагируют на ритм, звуки инструментов и общую гармонию музыкальной композиции. /По наблюдениям ученых и медиков, новорожденные (впрочем, как и дети более старших возрастов), прекрасно слушают гармоничное пение и на иностранных языках./

• Для младенцев с синдромом угнетения (когда они плохо сосут, иногда даже неритмично дышат) полезны классические произведения в темпе allegro и allegro moderato Моцарта, Шуберта, Гайдна и нек.др. Полезны в этом случае и вальсы Чайковского, Вивальди, а также маршевые мелодии.

• Учеными доказано, что новорожденные легко узнают, активнее реагируют и вообще предпочитают именно ту музыку, которую они слышали в период своего пребывания в утробе матери.
____________________________________
ВНИМАНИЕ!!! Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ ЧЕРЕЗ НАУШНИКИ! Наши уши природой приспособлены слышать рассеянный звук. От направленного звука (именно таким звук делают наушники) “незрелый” головной мозг ребенка может получить акустическую травму. /Постарайтесь как минимум до достижения Вашим ребенком 12-летнего возраста ОГРАДИТЬ его от использования НАУШНИКОВ!/
____________________________________

ВНИМАНИЕ!!!
МУЗЫКОТЕРАПИЯ ПРОТИВОПОКАЗАНА СЛЕДУЮЩИМ КАТЕГОРИЯМ ДЕТЕЙ
(официальная информация от НИЦ музыкальной терапии и медико-акустических
технологий (г. Москва), возглавляемого С.В. Шушарджаном):


• младенцам с предрасположенностью к судорогам;

• детям в тяжелом состоянии, сопровождающимся интоксикацией организма;

• детям, больным отитом;

• детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

В любом случае ДО НАЧАЛА каких-либо "музыкотерапевтических мероприятий" ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С УЧАСТКОВЫМ ТЕРАПЕВТОМ и, при необходимости, с другими ВРАЧАМИ-СПЕЦИАЛИСТАМИ Вашей поликлиники!!!

____________________________________

© FANMEN
/По материалам моих авторских исследований./
« Последнее редактирование: 08 Июнь 2009, 16:24:02 от FANMEN »
****
             МУЗВИДЕОКЛУБ
http://www.mysticism.ru/index.php?topic=879.0
                 КУРИЛКА
http://www.mysticism.ru/index.php?topic=1075.15
            МУЗЫКОТЕРАПИЯ
http://www.mysticism.ru/index.php?board=57.0
             ЦВЕТОТЕРАПИЯ
http://www.mysticism.ru/index.php?board=58.0

Оффлайн Дельфин*

  • Администратор
  • Почётный Хранитель
  • *****
  • Сообщений: 8946
  • Положительные отзывы 2048
Re: Тема № 13: МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ДЕТИ
« Ответ #1 : 10 Июнь 2009, 10:03:52 »
Спасибо, FANMEN, за очень хорошую и полезную информацию!

Оффлайн FANMEN

  • Заслуженный Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1633
  • Положительные отзывы 1111
Re: Тема № 13: МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ДЕТИ
« Ответ #2 : 10 Июнь 2009, 10:26:05 »
 bvc tre lyr tre bvc
****
             МУЗВИДЕОКЛУБ
http://www.mysticism.ru/index.php?topic=879.0
                 КУРИЛКА
http://www.mysticism.ru/index.php?topic=1075.15
            МУЗЫКОТЕРАПИЯ
http://www.mysticism.ru/index.php?board=57.0
             ЦВЕТОТЕРАПИЯ
http://www.mysticism.ru/index.php?board=58.0