Автор Тема: Дзен (чань) буддизм  (Прочитано 2005 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн kiri

  • Старший Хранитель
  • *****
  • Сообщений: 3440
  • Положительные отзывы 657
  • Я не ангел...
Дзен (чань) буддизм
« : 30 Октябрь 2013, 13:31:57 »
СЛОВЕСНЫЙ ДЗЕН ИЛИ ДЗЕН ПОКАЗА И РАЗГОВОРА

Однажды в инете (КЛЭ) заметил вот такой вопрос -

Цитата: Цитата: skywayder от 05 Февраля 2007, 21:43:07
помогите спасите всем кто соображает вопрос что дает дзен буддизм как людям обьяснить если просветленные не могут описать состояние просветления они немогут его выразить словами тогда как людям можно обьяснить это преимущество если нет асоциации с земным опытом хелп

И наткнулся на выделенные слова. Почему-то вспомнил давний разговор с братом о дзен-буддизме и его составляющих... В общем, текст, что ниже, был написан в августе 2012 года на одном из форумов по эзотерике. Текст о словесном дзен.

Мне думается... хотя, совершенно не факт, что так произойдет у всех, у многих снимется вопрос, почему такие странные тексты в дзен, почему самадхи не описывают нормальными словами, почему невозможно сходу запомнив пару строчек сказать, что уж я то - мастер дзен и прочие почему и отчего... Не только опыт, но и знания в дзен приобретаются самостоятельно. Хотя и присутствует на первых порах рядом Мастер...

Всем известен дзен молчаливого созерцания. Это основная дзенская практика. Но всегда возникал вопрос, а как передавать то, что происходит, то есть опыт, что получает практикующий при молчаливом созерцании. Для этого существует то, что называют притчи дзенских мастеров или по другому – дзен показа и разговора. Защитником словесного дзен выступал Умэнь Хуэйкай (чаньский монах Умэнь Хуэйкай (1182–1260) был одной из самых примечательных фигур среди чань-буддистов своего времени — эпохи царствования династии Южная Сун.).  Вообще-то… двойное обучение или двойной способ пробуждения достаточно часто использовался как в Китае, так и в Японии – вербальный (словесный) и невербальный (безсловесный) способы пробуждения человека. Причем, вербальный способ имел еще и определенное ограничение (впрочем, как и в даосизме), - «Передавать истину вне поучений». Так стали возникать притчи и короткие стихи на некие переживания, полученные при молчаливом созерцании. Очень часто стали использоваться картины природы и ситуации.

Здесь небольшое отступление. При невербальном дзен пробуждении также используется несколько типов – действие, направленное на ученика – окрик, или ругань, битье палкой, пинок, игнорирование вопроса или «встать и уйти» как сам мастер, так и возможность сказать это ученику. Словесный дзен берет за основу эти действия при невербальном пробуждении и составляет притчу. Ну а как составить короткое стихотворение, думаю, объяснять не нужно.

НО… таких притч, коротких стихов, рассказиков скопилось очень много. И, зная, что наследие или то, что было приобретено в качестве духовных достижений в Китае или Японии предками очень ценится и считается значимым, охраняется Императором, то становится понятным, что для следующего поколения будет отбираться наиболее ценное из высказываний мастеров. Так создавалась, в частности, «Застава без ворот» Умэня.

Примечательно, что для того, чтобы мастер был уверен в пробуждении ученика, последний должен был составить гатху о своем пробуждении. Это короткая запись. Сравнить ее с чем-то было бы крайне сложно. Приведу гатху на пробуждение самого Умэня – «Ясным днем, при свете солнца — громовой раскат. У всех существ на земле раскрываются глаза…» — Умэнь пробудился в момент, когда прозвучал гонг на обед.

Теперь, почему именно таким образом надо было составить гатху.

Как известно, можно человеку выложить целые мегабиты информации, но, лишь 2 процента людей, получивших эту информацию, смогут действительно ее понять. Остальные – кто запомнит и сохранит в памяти, кто отмахнется, ссылаясь на занятость и трудность при восприятии… Но, информация для этих людей будет пустой, т.е. не дающей опыта. Лишь ум будет работать. А в дзен необходимо не только , даже, пожалуй, не столько пользоваться умствованием, сколько понимать … на уровне интуиции, опыта, тела и чувств, т.е. стать тем, чем занят. Стать пробужденным. Потому и пишут гатхи вот таким странным образом. И человек, прочитавший короткие зарисовки или стихи или притчу, может самостоятельно понять и принять дзен, если сможет не только понять, но и прочувствовать всем собой, включить одномоментно и так называемый духовный план и материальный в человеке, найти тот «мост», который приведет к пробуждению и пройти по нему.

Вот как это выглядит:
«Бессловесный разговор
      Один монах спросил наставника Фэнъаня:
      — Ни словом, ни молчанием не выразить смысла бытия. Как же поведать истину?
      Фэнъань ответил:
      — Мне все видится весна на южном берегу Янцзы. Стайки птиц щебечут среди ароматных цветов.
      Умэнь заметил: Поучения Фэнъаня подобны вспышкам молний, освещающим путнику дорогу. Зачем же прибег он к словам человека, жившего прежде него? Если поймешь их смысл, ты пойдешь собственным путем. Тогда, перестав говорить о самадхи, сумеешь выразить истину в одной фразе.
 
Не разглашая заветной строки,
Он высказал истину чужими словами.
Если бы он болтал и дальше,
Он бы вконец всех запутал.»
(Цитата взята из книги Мумонкан (Застава без ворот) / Ред. Хираты Такаси //Дзэн-но гороку.  Токио, 1973. В переводе В.В.Малявина)
Двинувшись - не ошибайся; поднявшись - не попадай в беду (Сунь Цзы)