Автор Тема: Поиск смысла на переломе истории  (Прочитано 86 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн vlad lysenko

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 947
  • Положительные отзывы 73
Поиск смысла на переломе истории
« : 03 Январь 2019, 22:04:38 »
На протяжении веков периоды относительного изобилия сменяются периодами переосмысления целей жизни. В наше время мир находится на своем критическом переломе, равного которому не было в истории. Дело в том, что прошлые переоценки ценностей касались в основном средства дальнейшего прогресса к цели — к наибольшему наполнению желаний. В то время как сегодняшний глобальный кризис вынуждает искать не средства к наслаждению, а совершенно иную саму цель существования, поскольку отсутствуют уже желания наслаждаться. Все больше людей, особенно в богатых странах мира, осознают, что погоня за благополучием никогда не даст подлинного удовлетворения.

Социологические данные показывают, что удовлетворенность людей своей жизнью перестает расти сразу после того, как их доход превысит относительно скромный уровень. Социально-экономический статус человека лишь в ограниченной мере сказывается на чувстве благополучия и удовлетворенности жизнью в целом. Нарастает уверенность в том, что жизнь в «обществе изобилия» не может удовлетворить, поскольку сопровождается неврозами, а погоня за все более высоким уровнем жизни не благоприятствует расцвету человеческой личности. Наступает великий перелом!

Но где та золотая середина – спокойная и благополучная? Неудержимо развивающийся эгоизм не дает остановиться на ней, хотя это казалось таким близким американскому обывателю-потребителю пятидесятых годов! Все люди и даже целые государства обязаны пройти этот этап развития желаний и осознания невозможности их наполнить.

В промышленно развивающемся Китае сейчас популярно конфуцианское представление об умеренно состоятельном обществе, в котором удовлетворены базовые потребности, но нет стремления к более высокому уровню потребления. Остановка на золотой середине. А вместо стремления к материальному излишеству ставится целью создания социума, где нет преступности, эгоизма, войн и социального расслоения. Нет сомнения в том, что и Китаю, подобно западным странам, в конечном итоге не удастся удержать стремительно растущий в каждой личности эгоизм.

В развитых странах большинство населения придерживается в минимальной степени религиозных традиций, предпочитает не задаваться вопросами о смысле существования, занимая свое время работой и потреблением, прибегает к использованию алкоголя и наркотиков, изменяющих настроение и подавляющих сознание, посещает психотерапевтов — все это делается каждым для создания видимости личного и социального благополучия. Но люди живут под гнетом постоянного неутоленного вопроса о смысле жизни. Под сомнением оказалось большинство ранее убедительных и признававшихся всеми взглядов на то, что есть благо.

Люди могут не осознавать необходимости отвечать себе на вопросы о смысле жизни, но, оставленные без ответа, эти глубинные вопросы подтачивают общество, — они прямо сказываются на степени удовлетворенности людей своей жизнью, на их активности в жизни. Поэтому религии и культы сегодня пользуются особым спросом, ведь в них ставиться, хотя и без истинного ответа, вопрос о смысле существования.

Сегодня мусульманская цивилизация, пришедшая на смену потерпевшего крах коммунизма, экспортирует тоталитарный ислам — жесткий общественный порядок, не оставляющий места для автономии. Поиск равновесия в жизни обращает миллионы людей вновь к коммунизму или фундаментализму. Но естественный рост желаний в личности вынуждает саму личность к развитию. Поэтому крах тоталитаризма предопределен. Личность не сможет выносить жесткие рамки существования. Основная причина краха коммунизма, в виде насаждаемого государством общественного порядка и плановой экономики, в том, что он оставлял мало места для политической и хозяйственной инициативы.

Кодекс прав человека и демократия развиты Западом, где на протяжении столетий возвеличиваются права личности, а не ее обязательства перед обществом. Поэтому Восток, с его возвеличиванием общинных ценностей, не может принять западные идеалы.

Коммунизм, сформировавшийся на Западе, стремился переделать общество и личность и, чтобы ускорить перемены, уничтожал миллионы. Но в конце концов возобладали прежние устои восточной жизни, а бывшие соцстраны склонны остаться при социалистическом строе и не готовы менять его согласно собственным проектам. Но для общественного порядка, обеспечиваемого без всеобъемлющего нормативного контроля, требуется гражданская культура, основанная на других ценностях, которые заменят собой жесткий контроль-слежку самоконтролем. Первой и главной среди этих ценностей является готовность личности пойти на жертвы ради коллективного общего блага. Чтобы стать членами гражданского общества, людям требуется самоограничение во имя общего блага. Но самоограничение не предусмотрено природой: люди с ним не рождаются, нет и соответствующего гена. Ранее ограничения достигались с помощью государственной либо религиозной власти.

Чем больше общественный порядок опирается на убеждение и меньше на насилие, тем ближе человечество к справедливому социуму. Чтобы убеждение или нравственный голос дали эффект, у людей должны быть общие нравственная культура и стремления – организация в сообщество. В поисках решения этой не решаемой в рамках нашего мира проблемы человек приходит к желанию обрести некую трансцендентную, внешнюю относительно нашего мира, цель. В этой точке развития ему уготована встреча с методикой исправления мира – каббалой.


материал взят с газеты "Единый мир"